Различные Цветовые системы


Символическое значение основных цветов по М. Люшеру

Цвет Символическое значение цвета
1 Синий Спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность
2 Зеленый Уверенность, настойчивость, иногда упрямство, самоуважение
3 Красный Сила воли, агрессивность, активность, возбуждение, наступательные тенденции, сексуальность, властность
4 Желтый Активность, стремление к общению, экспансивность, веселость, любознательность



Цветовой круг И.Гёте

Цветовой круг И.Гёте

И.Гёте показывает эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из предложенного им цветового круга: гармоничное, характерное, нехарактерное.




Цветовой круг Й.Иттена

Цветовой круг Й.Иттена

Й. Иттен расположил двенадцать цветов в круге так, чтобы напротив друг друга находились дополнительные цвета.

Угловые аспекты взаиморасположения цветов в круге говорят о гармоничном или дисгармоничном их содержании.

По Й. Иттену, «…все дополнительные пары, все триады, чьи цвета формируют равносторонние или равнобедренные треугольники, формирующие квадраты или прямоугольники, гармоничны»

Двенадцать цветов делятся на первичные (желтый, красный, синий), вторичные (зелёный, оранжевый, фиолетовый) и третичные, которые образуются как промежуточные между первичными и вторичными.

По Й. Иттену, это деление помогает предсказать силу тонового контраста: первичные цвета создают максимальный контраст, который уменьшается от вторичных к третичным.

Й. Иттен говорит также о важной роли субъективно-гармоничных комбинаций цветов, отражающих склад личности человека.




Цветовые триады Рунге

Цветовые триады Рунге

Эта модель отражает цветовой тон («долгота»), яркость («широта») и насыщенность («удаленность» цветового тона от черно-белой оси). Точка зрения Рунге совпадает с теорий Гёте (т.е. деление цветосочетаний на гармоничные и негармоничные).




Цветовой треугольник Освальда

Цветовой треугольник Освальда

Вершина равностороннего треугольника, предложенного Освальдом, соответствует чистому цвету данного цветового тона, вертикаль (основание треугольника) – ахроматическим тонам от черного внизу к белому вверху.

Цвет при движении кверху, то есть к белому «разбеливается», теряет насыщенность, а при движении книзу происходит «затемнение» цвета. Освальд считал, что «разбеливание» или «затемнение» цвета является важнейшим условием цветовой гармонии и необходимо для восприятия цвета.




Цветовое тело Освальда

Цветовое тело Освальда

Основания 24 треугольников цветовых тонов цветового треугольника Освальда, примыкая друг к другу, образуют цветовое тело Освальда, состоящее из двух конусов.

В эстетике цвета Освальда три правила:




Классификация цветовых ассоциаций (по О.В. Сафуановой)

1. Предметные ассоциации Отражают цвета как объективные характеристики конкретных предметов (например, красный - светофор, оранжевый - апельсин)
2. Эмоционально – оценочные ассоциации
  1. Непосредственно оценочные характеристики ( «приятный», «глубокий», «нежный»)
  2. Ассоциации, указывающие на эмоциональное воздействие цветов («возбуждающий», «успокаивающий»)
3.Метафизические ассоциации Отражают переносные и символические значения цветов, социальные стереотипы (например, красный – революция, голубой – гомосексуализм, черный – траур)
4. Устойчивые речевые словосочетания «Синяя птица», «Красный день календаря»

Исследования О.В. Сафуановой, связанные с использованием метода свободных ассоциаций на цвета ,выявили ,что для цветовых ассоциаций характерно преобладание ассоциаций, указывающих на эмоциональное воздействие цвета и на вызванное им эмоциональное состояние, по сравнению с аналогичными ассоциациями на наименования.




Ассоциации на цвета (по F. Birren)

Цвет Общие ассоциации Умственные ассоциации Объективные ассоциации Субъективные ассоциации
Красный Блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый Жар ,огонь, кровь Страстный, возбуждающий, активный Интенсивность, прожорливость, свирепость
Оранжевый Яркий, светоносный, лучистый, пылающий Теплый, металлический, осенний Веселый, приятный, энергичный Веселый, избыточный, сытый
Желтый Солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный Солнце, солнечный свет Приветливый воодушевляющий, жизненный, небесный Высокая духовность, здоровье
Зеленый Чистый, влажный, обилие, здоровье Прохлада, природа, вода Утихомиривающий, освежающий, жизненный, нарождающийся Мертвенная бледность, вина, ужас, болезнь
Синий Прозрачный, мокрый Холод, небо, вода, лед Подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость Уныние, боязливость, скрытность
Пурпурный Глубокий, мягкий, атмосферичес-кий Прохлада, туман, темнота, тень Чистый, беспримесный, бесхитросный, искренний, юный Одиночество, депрессия
Белый Пространственный свет Прохлада, снег Чистый, беспримесный, бесхитросный, искренний, юный Сияние духа, нормальность
Черный Пространственная темнота Нейтральность, ночь, пустота Отрицание духа, смерть



Хромоквалитарная цветовая система Элен Росет.

Опираясь на свойства цвета, который представляет собой электро-магнитное излучение с определённой длиной волны (380-760 нм), мы характеризуем интересующие нас объекты и события.

Мы используем девятицветную хромоквалитарную шкалу. Цветовые вибрации располагаются в ней не совсем по спектральному принципу, а по квалитарным (классификация цветов по их определяющим качествам) признакам цветовых (хроматических) вибраций. Многие, в том числе и наша, системы основываются на принципе семи основных цветов (по И.Ньютону). Исходя из этого, с восьми начинается заново перечисление спектра, и розовый избран не случайно, а как позитивный и более тонкий аспект красного. Золотой, соответственно, представляет позитивный аспект оранжевого и жёлтого цветов.


Основная 9-тицветная шкала

№ корридора Цвет Наименование цвета
9   ЗОЛОТОЙ
8   РОЗОВЫЙ
7   ФИОЛЕТОВЫЙ
6   СИНИЙ
5   ГОЛУБОЙ
4   ЗЕЛЕНЫЙ
3   ЖЕЛТЫЙ
2   ОРАНЖЕВЫЙ
1   КРАСНЫЙ


Восемнадцати цветная шкала - основа её девятицветная основная хромоквалитарная шкала, с учетом переходных цветов, для возможностей более детального рассматривания различных аспектов.


Восемнадцати цветная шкала

Наименование цвета в духовной шкале/ № коридора Цвета коридоров духовной шкалы Цвета уровней психо-физической шкалы Наименование цветов психофизической шкалы
9     Сияние = Свет
Золотой   Серебро
8     Белый
Розовый   Перламутр
7     Малиновый
Фиолетовый   Фиолетовый
6     Индиго
Синий   Синий
5     Голубой
Голубой   Бирюзовый
4     Зелёный
Зелёный   Оливковый
3     Жёлтый
Жёлтый   Золотой
2     Оранжевый
Оранжевый   Коралловый
1     Красный
Красный   Розовый
0      


Для анализа психофизического здоровья человека была разработана 19–тицветная хромоквалитарная шкала, которая позволяет более детально рассмотреть состояние человека.


19–тицветная хромоквалитарная шкала

Наименование цвета коридора Цвета коридора № коридора Наименование цвета зоны турбулентности
    стрелка бело-золотой
золотой   9  
    стрелка коралловый
розовый   8  
    стрелка малиновый
фиолетовый   7  
    стрелка индиго
лиловый   9  
    стрелка лазоревый
голубой   6  
    стрелка бирюзовый
зелёный   5  
    стрелка лимонный
желтый   4  
    стрелка янтарный
оранжевый   3  
    стрелка огненный
красный   2  
    стрелка гвоздично-розовый




В данной системе анализ цветов происходит по их гармоничному или не гармоничному сочетанию (например красный – оранжевый гармоничны, а красный – зеленый нет; голубой и желтый - нет, а голубой и фиолетовый - да). Данная классификация базируется на таких понятиях, как смежные цвета = гармоничные и комплементарные = не гармоничные. Рекомендации в данной системе анализа опираются также на принцип «смешения цветов». Например красный + желтый = оранжевый, зеленый + голубой = синий, желтый + синий = зеленый и т.п.